Укрощение строптивых: чем закончится попытка поставить ритейлеров в жесткие рамки?

19 мая парламентарии в первом чтении приняли пакет поправок к ФЗ «О торговле». Изменения, разработанные группой сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, предполагают более жесткую регламентацию отношений между сетями и поставщиками. Инициатива тут же «обросла» шлейфом противоречивых оценок из правительственных кулуаров и комментариями от экспертов-экономистов и представителей бизнес-сообщества.

Второй раунд
Осенью прошлого года продовольственное эмбарго и, как следствие, более акцентированный курс на импортозамещение заставили по-новому взглянуть на действующий с 2010 года федеральный закон «О торговле».
По итогам года инфляция достигла 12 % уровня, в частности, в нашем регионе продукты питания в сравнении с концом 2013-го подорожали на 16,6 %. Эта тенденция сохранилась и в начале года текущего, хотя Центробанку и Правительству удалось несколько «обуздать» инфляцию.
Чтобы «отсечь» от процесса ценообразования недобросовестных ритейлеров и производителей, генпрокуратурой РФ с 20 по 23 января была инициирована серия проверок. Тщательному анализу подверглась экономическая обоснованность скачка цен. В итоге в некоторых субъектах были выявлены случаи вопиющего злоупотребления ситуацией. Например, в Самарской области с августа по декабрь капуста, огурцы и перец подорожали на 353 %, 544 % и 654 % соответственно.
11 марта на одном из совещаний глава кабмина Дмитрий Медведев отметил, что из-за неразвитой системы сбыта аграриям приходится бороться за доступ к прилавкам торговых сетей, что подчас оборачивается колоссальными издержками. По прошествии некоторого времени премьер-министр поручил до 30 мая согласовать пакет поправок к федеральному закону.
Между тем у парламентариев уже был готов соответствующий документ: «поправки Яровой» были внесены на рассмотрение в Госдуму еще 21 января: пройдя необходимые согласования, 19 мая они были приняты парламентариями в первом чтении.

Три болевые точки
Наибольший резонанс вызвали несколько пунктов документа: сокращение продолжительности допустимой отсрочки оплаты по полученным от поставщика товарам (для скоропортящейся продукции – 5 дней, для товаров со сроком хранения до 1 месяца – – 20, для продукции длительного хранения – 35 дней). Определенный негатив у ритейлеров вызвало предложение сократить суммарный объем выплачиваемого им вознаграждения с 10 до 3 %. Кстати, важный нюанс – законодатели предлагают при расчетах использовать «чистую» цену на товары, без учета косвенных налогов. И последняя поправка накладывает запрет на навязывание дополнительных услуг по продвижению товаров.

Лебедь, рак и щука
Перспектива усиления роли так называемого госрегулирования в отрасли была воспринята противоречиво. И это понятно. Финансово-устойчивым крупным производителям, пользующимся спросом у покупателей, а значит, обладающим достаточной рыночной силой, редко чинят препоны на пути к прилавкам. Механизмы их взаимодействия с ритейлерами отрабатывались годами.
Другое дело – небольшие и перспективные производства. Для их бюджетов вознаграждение торговым сетям и условия входа в магазины становятся непосильным испытанием. Именно на их защиту и направлен закон.
В свою очередь, если будут внесены именно эти поправки, ритейлерам придется полностью перестраивать правила игры. Их представители уже успели заявить, что все это чревато снижением качества обслуживания, отказом от строительства ряда площадок, завышением стоимости товаров, с оборота которых взимаются бонусы. Впрочем, инициатор законопроекта Ирина Яровая достаточно холодно отреагировала на апокалиптичные прогнозы «сетевиков»: «Критикам нашего закона – торговым сетям – нужно определиться: либо их риторика о «добросовестных практиках» настоящая, и тогда изменения в закон для них приемлемы. Либо «добросовестные практики» – это не более чем отвлекающий спекулятивный маневр. Предлагаемые нами меры – это цивилизованный баланс интересов, подтвержденный мировой практикой. Агрессивная риторика сетей – известный прием давления. Думаю, им стоит сконцентрироваться на построении стратегии развития не за счет, а с учетом интересов отечественного производителя и российского потребителя, не вводя в заблуждения граждан и не формируя мифы».

Есть «лайт-версия» сценария?
По информации «Ведомостей» и ряда других федеральных СМИ, на уровне кабмина параллельно ведется разработка своей версии поправок. На одном из совещаний вице-премьер Аркадий Дворкович обсудил с заинтересованными сторонами перспективы развития отношений между ритейлерами и поставщиками. Присутствующие пришли к выводу, что отрасль должна идти по пути развития институтов саморегулирования с внедрением практики решения споров через третейские суды. По информации все того же издания, Правительство в целом готово поддержать поправки, за исключением наиболее радикальных новаций: сокращения максимального размера бонуса и предельных сроков оплаты поставленных товаров. В то же время кабмин готов поддержать изменения, созвучные предложениям «антимонопольщиков», а именно: запрет на взимание платы за право осуществления поставок в магазины, изменение ассортимента, навязывание дополнительных условий договора, не предусмотренных законодательством. Кроме того, представители Минпромторга заявили о готовности поддержать идею снижения размера бонусов.

Возможно, по итогам дискуссий содержание поправок, действительно, претерпит ряд изменений. В каком именно направлении будет реформироваться торговая отрасль, покажет второе, ключевое, чтение законопроекта, дата которого пока не назначена. «ГЧ» будет следить за развитием событий.


Экспертное мнение

Татьяна ГОНЧАРОВА, председатель правления областной общественной организации «Объединение предпринимателей»:
– Усиление регулирования государством деятельности сетей поможет мелким производителям «поднять голову». На мой взгляд, внесение данных поправок — первый шаг по совершенствованию ФЗ «О торговле», направленный на поддержку производителей. Мы обсуждали эту проблему не раз.
Как правило, ритейлеры заключают с поставщиками типовые договоры, и небольшим производителям очень сложно соответствовать указанным в них условиям. Сроки оплаты поставленных товаров на сегодняшний день тоже представляют собой проблему. Пока деньги находятся в обороте у ритейлера, поставщик не может вкладывать их в расширение производства и другие нужды.
В нынешних условиях конкуренции с крупными сетями не выдерживает и мелкая розница, поэтому нам бы хотелось, чтобы на уровне федерального законодательств для представителей этого сегмента и крупных ритейлеров были созданы равные условия. Этим целям соответствует приказ № 2733 Минпромторга, однако документ носит рекомендательный характер. Кроме того, чтобы выявить пробелы в законодательстве, нарушения в связях между производителями и торговыми предприятиями, мы планируем провести «круглый стол», в рамках которого вместе могли бы собраться владельцы небольших крестьянско-фермерских хозяйств и представители мелкой розничной торговли.

 

Источник: Информационное агенство Галерея Чижова 28.05.2015 г.

Телефон:+79065849578
Адрес:394018,г.Воронеж,
ул.Свободы,д.73,оф.318.
E-mail:vooo_op@mail.ru

Новости дня по России