Письмо в Прокуратуру города Воронежа от 10 августа 2015 годаОБРАЩЕНИЕ.
Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2015 года № 1817-III внесены изменения в Решение Воронежской городской Думы от 25.04.2012 №790-III «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж», которые согласно п. 3 решения вступили в силу со дня официального опубликования - 23.06.2015 года.
Пункт 4.7, подпункт «л» пункта 6.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 года № 790-III (в редакции Решения Воронежской городской Думы от 17.06.2015 года № 1817-III), устанавливают: «4.7. Передача или уступка прав по договору на размещение нестационарного торгового объекта третьим лицам без переоформления разрешительной документации на установку, либо передача нестационарного торгового объекта третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования для осуществления торговой или иной предпринимательской деятельности без переоформления разрешительных документов на установку является основанием для расторжения договора уполномоченным органом в одностороннем порядке». «6.1. Действие Договора прекращается уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж досрочно в одностороннем порядке в следующих случаях: ...л) в случае передачи или уступки прав по договору на размещение нестационарного торгового объекта третьим лицам без переоформления разрешительной документации на установку, либо передачи нестационарного торгового объекта третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования для осуществления торговой или иной предпринимательской деятельности без переоформления разрешительных документов на установку». Подпункт 5.2.7 пункта 5.2 Приложения № 3 к Решению Воронежской городской Думы от 25.04.2012 года № 790- III (в редакции Решения Воронежской городской Думы от 17.06.2015 года № 1817-III), устанавливает: «5.2. Уполномоченный орган администрации городского округа город Воронеж имеет право досрочно в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора по следующим основаниям: ...5.2.11. В случае передачи или уступки прав по договору на размещение нестационарного торгового объекта третьим лицам без переоформления разрешительной документации на установку, либо передачи нестационарного торгового объекта третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования для осуществления торговой или иной предпринимательской деятельности без переоформления разрешительных документов на установку. Из пункта 4.7, подпункта «л» пункта 6.1 Положения следует, что: - не допускается передача или уступка прав по договору на размещение нестационарного торгового объекта третьим лицам без переоформления разрешительной документации на установку; - совершение указанных действий влечет для предпринимателя односторонний отказ от исполнения договора на размещение нестационарного торгового объекта со стороны уполномоченного органа.
Указанные изменения не только не рассматривались на координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства при главе городского округа город Воронеж, но по своему смыслу противоречат действующему законодательству, так согласно ст.606,607,608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право передачи в аренду принадлежащего имущества. Субъектами торговли передается в аренду не место под размещение НТО, а имущество принадлежащее Субъекту - сооружение (киоск, павильон). Кроме того, согласно Ч. 1 ст. 251 ГПК РФ устанавливает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Пункт 4.7, подпункт «л» пункта 6.1 «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж» в части установления в качестве основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение нестационарного торгового объекта передачу нестационарного торгового объекта третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования противоречат, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 ГК РФ устанавливают, что гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ определяют, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч.1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2). Собственник нестационарного торгового объекта обладает в отношении своего торгового объекта правами владения, пользования и распоряжения и может по своему усмотрению передать права владения и пользования или только пользования как возмездно так и безвозмездно, сохраняя при этом обязательственные отношения, возникшие на основании договора на размещение. Предпринимательская деятельность осуществляется в целях извлечения прибыли. Если собственник нестационарного торгового объекта считает выгодным и желает сохранить права и обязанности, возникшие из договора на размещение нестационарного торгового объекта, но при этом передать в пользование сам объект или его часть другому лицу, которое согласно на эти условия, орган местного самоуправления не вправе этому препятствовать. В соответствии с ч. 1 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 308 ГК РФ, в обязательстве в качестве каждой из его сторон -кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц. Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. На основании договора между собственником объекта и уполномоченным органом администрации возникают двусторонние обязательственные отношения. В отношении обязанности предоставить право на размещение объекта по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов в течение срока, указанного в договоре, собственник объекта является кредитором, а уполномоченный орган - должником. В отношении обязанностей по оплате права на размещение, сохранению внешнего вида, типа, местоположения и размеров объекта в течение установленного периода размещения и др. кредитором является уполномоченный орган, а собственник объекта -должником. Глава 24 ГК РФ регламентирует основания и порядок перемены лиц в обязательствах. ГК РФ не предусматривает в качестве основания для перемены лиц в обязательстве решение органа местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 382 ГК РФ устанавливает, что право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Согласно ч. 1 ст. 387 ГК РФ, права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств: 1) в результате универсального правопреемства в правах кредитора; 2) по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, если возможность такого перевода предусмотрена законом; 3) вследствие исполнения обязательства поручителем должника или не являющимся 4) при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая; 5) в других случаях, предусмотренных законом. Перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником (ст. 391 ГК РФ), либо долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом (ст. 392.2 ГК РФ). Кроме того, согласно статье 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 450 ГК РФ). Ст. 310 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из приведенных норм следует:
При этом, нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления законом не является. В соответствии с п. 2 ст. 1 и статьей 421 ГК РФ, граждане и юридические лице свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Федерального закона, запрещающего передавать торговый объект в аренду, а также обязывающего передать права по договору на размещение нестационарного торгового объекта, либо предусматривающего возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора на размещение нестационарного торгового объекта в случае передачи нестационарного торгового объекта третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования без переоформления разрешительных документов на установку, нет. Следовательно, указанные нормы Положения, противоречат гражданскому законодательству, т.к. позволяют уполномоченному органу администрации при отсутствии соответствующего условия в договоре, отказаться от его исполнения в случае, если хозяйствующий субъект реализует конституционное право на использование своего имущества (нестационарного торгового объекта) в предпринимательской деятельности путем передачи объекта в аренду, и пожелает сохранить при этом право его размещения за собой. Статьей 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в РФ (ч. 1). Ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2). Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Федеральный закон РФ от 26.07.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения ... недопущения, ограничения, устранения конкуренции ... органами местного самоуправления... Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 закона № 135-ФЗ). В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 15 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается: 1) устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности; 2) необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Федеральным законом от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» также установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: ...2) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации) (ст. 15). Считаем, что пунктом 4.7, подпунктом «л» пункта 6.1 «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж», введены необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. На основании изложенного просим провести необходимые мероприятия по проверке указанных выше фактов и при подтверждении наших доводов обратиться в суд для признания 4.7, подпункт «л» пункта 6.1 «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж», утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 года № 790-III (в редакции Решения Воронежской городской Думы от 17.06.2015 года № 1817-III), в части установления в качестве основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение нестационарного торгового объекта передачу нестационарного торгового объекта третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования для осуществления торговой или иной предпринимательской деятельности без переоформления разрешительных документов на установку, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующими.
|
Телефон:+79065849578 Новости дня по России |