обращение в Прокуратуру городского округа город Воронеж Немкину Юрию Александровичу по НТО

Исх. № 20

от 01 июня 2017 г.

Прокуратура городского округа город Воронеж

Прокурору города

Старшему советнику юстиции

Немкину Юрию Александровичу

адрес: 394006, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 33

 

ОБРАЩЕНИЕ

25.04.2012 г. Решением Воронежской городской Думы № 790-III утверждено Положение «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж» (далее по тексту - «Решение»).

21.12.2016 г. Воронежской городской Думы № 445-IV п. 8.9. изложен в следующей редакции: «8.9. По истечении срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов при отсутствии действующей оценки рыночной стоимости права на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов допускается заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок по ранее установленной цене договора до даты представления независимыми оценщиками утвержденных в установленном порядке отчетов об оценке рыночной стоимости права за период с 13.05.2016 по 12.05.2021 на размещение нестационарных торговых объектов, составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (Пункт 8.9 распространяется на правоотношения, возникшие с 13 мая 2016 года (пункт 2 решения Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 445-IV).»

21.12.2016 г. Воронежской городской Думы № 445-IV введен п. 8.10. следующего содержания: «8.10. Размер платы за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов подлежит изменению в одностороннем порядке на основании отчетов об оценке рыночной стоимости права на размещение нестационарных торговых объектов, составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, путем направления субъекту торговли соответствующего уведомления.»

Полагаем, что пункты 8.9. и 8.10. Решения не соответствуют действующему законодательству РФ, в том числе Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» по следующим основаниям.

1. Уставом городского округа город Воронеж в п. 2 ч. 6 ст. 55 определено, что нормативные и иные правовые акты городской Думы входят в систему муниципальных правовых актов городского округа.

Согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

В силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - «ГК РФ» гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства установлена Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.06.2016 г. № 14-АПГ16-8, муниципальные правовые акты содержать нормы гражданского права и устанавливать случаи для одностороннего отказа от исполнения обязательства и ограничения прав и свобод субъектов гражданского оборота не могут.

Следовательно, основания изменения условий договора в одностороннем порядке могут быть предусмотрены только федеральным законом или договором, а не муниципальным правовым актом - Решением Воронежской городской Думы № 790-III (пункты 8.9., 8.10.)

Обращаем особое внимание на следующее.

Постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, согласно п. «д» пункта 3 которой коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

2. Согласно ч. 6 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты иных муниципальных образований, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 данной статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 данной статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением:

1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;

2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу ст. 3 Закона Воронежской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Воронежской области» проекты муниципальных нормативных правовых актов городского округа город Воронеж, а также иных городских округов и муниципальных районов Воронежской области, включенных в Перечень, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты муниципальных нормативных правовых актов), подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городского округа город Воронеж, а также иных городских округов и муниципальных районов Воронежской области, включенных в Перечень, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, за исключением:

1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;

2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

При этом оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - оценка регулирующего воздействия) проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов (ст. 3 Закона Воронежской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Воронежской области»).

Муниципальные нормативные правовые акты городского округа город Воронеж, а также иных городских округов и муниципальных районов Воронежской области, включенных в Перечень, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - муниципальные нормативные правовые акты), подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городского округа город Воронеж, а также иных городских округов и муниципальных районов Воронежской области, включенных в Перечень, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии настоящим Законом Воронежской области (ч.3 ст. 3 Закона Воронежской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Воронежской области»).

Между тем такая оценка регулирующего воздействия проекта спорных положений (пунктов 8.9. и 8.10. Решения Воронежской городской Думы № 790-III) не проводилась.

 

3. Полагаем, что пункт 2 Решения Воронежской городской Думы от 21.12.2016 г. №445-IV «О внесении изменений в Решение  Воронежской городской Думы от 25.04.2017 г. № 790-III» следующего содержания «2. Действие пункта 8.9 распространяется на правоотношения, возникшие с 13.05.2016.» противоречит действующему законодательству РФ.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

 

Таким образом, полагаем, что пункты 8.9. и 8.10. Решения не соответствуют действующему законодательству РФ, в том числе Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», приняты за пределами компетенции, без проведения оценки регулирующего воздействия, распространяют действие на отношения, возникшие до введения их в действие.

На основании изложенного,  просим провести проверку соответствия действующему законодательству РФ положений, содержащихся в пунктах 8.9. и 8.10. Решения Воронежской городской Думы № 790-III  от 25.04.2012 г. «Об утверждении Положения «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж».

Председатель Правления                                         Т. Г. Гончарова

Телефон:+79065849578
Адрес:394018,г.Воронеж,
ул.Свободы,д.73,оф.318.
E-mail:vooo_op@mail.ru

Новости дня по России