Письма написанные нашим юристом по внесению изменений в проект Федерального закона №381-ФЗУважаемые предприниматели! Нашим юристом были написаны предложения по внесению изменений в проект Федерального закона №381-ФЗ в Комитет Государственной думы по Федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и обращение в Общественную палату Воронежской области. Ниже текст писем:
Председателю Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Диденко Алексею Николаевичу адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
Уважаемый Алексей Николаевич!
Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления подготовлено заключение на проект Федерального закона № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли) (далее по тексту - «Законопроект»). Воронежская областная общественная организация «Объединение предпринимателей» полагает, что Законопроект в предложенной редакции нарушает права и законные интересы предпринимателей на стабильное ведение предпринимательской деятельности, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, в том числе, но не исключительно, Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, а также руководящим разъяснениям Верховного суда РФ, в связи с чем полагаем недопустимым принятие федерального закона в предложенной редакции Законопроекта по следующим основаниям.
1. Законопроект содержит запрет на передачу или уступку прав по договору на размещение нестационарного торгового объекта (НТО). Фактически это означает, что продавая НТО (киоск, павильон) по каким-либо причинам (убыточный бизнес, болезнь, финансовые обстоятельства и др.) предприниматель лишается права передать свои права и обязанности по договору новому собственнику НТО, что означает прекращение бизнеса. Согласно частям 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. В силу п. 1 ст. 382, 392.2. ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Таким образом, федеральное законодательство (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ) разрешает собственнику имущества и права (требования) передавать права (требования) другим лицам на основании соответствующей сделки - уступки требования. Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 29.06.2016 г. № 14-АПГ16-8 изложил правовую позицию: муниципальные правовые акты содержать нормы гражданского права и устанавливать случаи для одностороннего отказа от исполнения обязательства и ограничения прав и свобод субъектов гражданского оборота не могут.
2. Законопроект содержит возможность одностороннего расторжения договора на размещение НТО по инициативе уполномоченного органа. Фактически это положение нарушает право предпринимателей на стабильное ведение хозяйственной деятельности, по сути влечет двойную ответственность и противоречит действующему законодательству РФ. Во-первых, Законопроект содержит единственную санкцию за нарушение его условий - расторжение договора на размещение НТО в одностороннем порядке по инициативе органа местного самоуправления. Нарушается один из принципов Российского права - соразмерности ответственности совершенному правонарушению, Российские законы предусматривают гораздо более мягкие санкции (раздел Гражданского кодекса РФ об аренде, об оказании услуг и др.): предупреждения, штрафы, повышенные штрафы, но не расторжением договора и снос (демонтаж) НТО, фактически лишающего предпринимателя собственности и вложенных средств в предпринимательскую деятельность. Во-вторых, условия расторжения могут быть истолкованы органом местного самоуправления самостоятельно, формулировка «вправе» позволяет местным органам власти в отношении каждого предпринимателя субъективно решать вопрос, является ли соответствующее условие существенным, при этом предоставляя право самостоятельно решать с кем расторгнуть договор, а в отношении кого не воспользоваться своим правом и сохранить договор на НТО действующим. При этом согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
3. Законопроект не содержит преимущественного права на заключение (продление) договора на размещение НТО: договор заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет, и однократно на новый срок. Принцип однократности, устанавливаемый проектируемым пунктом вышеуказанной статьи, налагает дополнительные ограничения в сфере предпринимательской деятельности. Данная норма ограничивает право предпринимателя на продление договора размещения одним разом. В таком случае экономический смысл данной нормы не просматривается: не позволяет малому бизнесу строить долгосрочный планы своего развития, увеличивать вложения в данный объект.
4. Законопроектом вводится понятие мобильного торгового объекта (автомагазины и автолавки) и развозной торговли (розничной торговли, осуществляемой с использованием мобильных торговых объектов), но не определяются существенные условия функционирования таких торговых объектов, инструменты государственного и муниципального контроля и надзора за деятельностью таких торговых объектов, качеством и безопасностью реализуемых товаров и оказываемых услуг для конечных потребителей. Более того, предприниматели, осуществляющие многолетнюю законную предпринимательскую деятельность в нестационарных торговых объектах оказались совершенно в незащищенном с точки зрения экономики положении. С одной стороны, увеличивающееся ежегодно количество сетевых магазинов розничной сети, с другой стороны рост и узаконение развозной торговли, препятствуют стабильной предпринимательской деятельности и какому-либо долгосрочному ее перспективному планированию.
5. Законопроектом регламентируется деятельность нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности или владении и пользовании граждан и юридических лиц - такие объекты должны быть включены в Схему размещения НТО. В настоящее время пунктом 7 ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено: порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации. Таким образом, установление обязанности согласования места размещения НТО на земельных участках, находящихся в частной собственности, вида и площади НТО, обязательное включение таких НТО в Схему размещения НТО противоречит действующему законодательству РФ (Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ) и нарушает права и законные интересы как собственников НТО, так и собственников соответствующих земельных участков.
На основании вышеизложенного просим направить не допустить ущемления прав и законных интересов предпринимателей, представителей малого и микро-бизнеса, не допустить принятие противоречащих действующему законодательству РФ и Конституции РФ положений Законопроекта и конструктивно рассмотреть настоящие предложения по корректировке Законопроекта (текст предложений прилагается).
Председатель Правления ___________________ Т. Г. Гончарова _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общественная палата Воронежской области адрес: г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12 opvo36@yandex.ru
Уважаемая Неля Валерьевна!
05.12.2018 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ внесен Законопроект № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - «Законопроект»). 17.12.2018 г. Законопроект рассмотрен Советом Государственной Думы РФ (протокол №163 от 17.12.2018 г., пункт 103), принято решение направить указанный Законопроект Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Решено включить указанный проект федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2019 года (февраль). 22.01.2019 г. в Общественной палате Российской Федерации прошло нулевое чтение Законопроекта, на мероприятии высказывались диаметральные, взаимоисключающие точки зрения, наметился определенный консенсус: большинство экспертов считает, что закон нужен, но требует доработки, о чем сказано на официальном сайте https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/47977. В Общественных палатах субъектов Российской Федерации проведена правая экспертиза Законопроекта и приняты решения о необходимости уточнений отдельных положений Законопроекта. Воронежская областная общественная организация «Объединение предпринимателей» полагает, что Законопроект в предложенной редакции нарушает права и законные интересы предпринимателей на стабильное ведение предпринимательской деятельности, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, в том числе, но не исключительно, Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, а также руководящим разъяснениям Верховного суда РФ, в связи с чем полагаем недопустимым принятие федерального закона в предложенной редакции Законопроекта по следующим основаниям.
1. Законопроект содержит запрет на передачу или уступку прав по договору на размещение нестационарного торгового объекта (НТО). Фактически это означает, что продавая НТО (киоск, павильон) по каким-либо причинам (убыточный бизнес, болезнь, финансовые обстоятельства и др.) предприниматель лишается права передать свои права и обязанности по договору новому собственнику НТО, что означает прекращение бизнеса. Согласно частям 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. В силу п. 1 ст. 382, 392.2. ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Таким образом, федеральное законодательство (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ) разрешает собственнику имущества и права (требования) передавать права (требования) другим лицам на основании соответствующей сделки - уступки требования. Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 29.06.2016 г. № 14-АПГ16-8 изложил правовую позицию: муниципальные правовые акты содержать нормы гражданского права и устанавливать случаи для одностороннего отказа от исполнения обязательства и ограничения прав и свобод субъектов гражданского оборота не могут.
2. Законопроект содержит возможность одностороннего расторжения договора на размещение НТО по инициативе уполномоченного органа. Фактически это положение нарушает право предпринимателей на стабильное ведение хозяйственной деятельности, по сути влечет двойную ответственность и противоречит действующему законодательству РФ. Во-первых, Законопроект содержит единственную санкцию за нарушение его условий - расторжение договора на размещение НТО в одностороннем порядке по инициативе органа местного самоуправления. Нарушается один из принципов Российского права - соразмерности ответственности совершенному правонарушению, Российские законы предусматривают гораздо более мягкие санкции (раздел Гражданского кодекса РФ об аренде, об оказании услуг и др.): предупреждения, штрафы, повышенные штрафы, но не расторжением договора и снос (демонтаж) НТО, фактически лишающего предпринимателя собственности и вложенных средств в предпринимательскую деятельность. Во-вторых, условия расторжения могут быть истолкованы органом местного самоуправления самостоятельно, формулировка «вправе» позволяет местным органам власти в отношении каждого предпринимателя субъективно решать вопрос, является ли соответствующее условие существенным, при этом предоставляя право самостоятельно решать с кем расторгнуть договор, а в отношении кого не воспользоваться своим правом и сохранить договор на НТО действующим. При этом согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
3. Законопроект не содержит преимущественного права на заключение (продление) договора на размещение НТО: договор заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет, и однократно на новый срок. Принцип однократности, устанавливаемый проектируемым пунктом вышеуказанной статьи, налагает дополнительные ограничения в сфере предпринимательской деятельности. Данная норма ограничивает право предпринимателя на продление договора размещения одним разом. В таком случае экономический смысл данной нормы не просматривается: не позволяет малому бизнесу строить долгосрочный планы своего развития, увеличивать вложения в данный объект.
4. Законопроектом вводится понятие мобильного торгового объекта (автомагазины и автолавки) и развозной торговли (розничной торговли, осуществляемой с использованием мобильных торговых объектов), но не определяются существенные условия функционирования таких торговых объектов, инструменты государственного и муниципального контроля и надзора за деятельностью таких торговых объектов, качеством и безопасностью реализуемых товаров и оказываемых услуг для конечных потребителей. Более того, предприниматели, осуществляющие многолетнюю законную предпринимательскую деятельность в нестационарных торговых объектах оказались совершенно в незащищенном с точки зрения экономики положении. С одной стороны, увеличивающееся ежегодно количество сетевых магазинов розничной сети, с другой стороны рост и узаконение развозной торговли, препятствуют стабильной предпринимательской деятельности и какому-либо долгосрочному ее перспективному планированию.
5. Законопроектом регламентируется деятельность нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности или владении и пользовании граждан и юридических лиц - такие объекты должны быть включены в Схему размещения НТО. В настоящее время пунктом 7 ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено: порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации. Таким образом, установление обязанности согласования места размещения НТО на земельных участках, находящихся в частной собственности, вида и площади НТО, обязательное включение таких НТО в Схему размещения НТО противоречит действующему законодательству РФ (Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ) и нарушает права и законные интересы как собственников НТО, так и собственников соответствующих земельных участков.
На основании вышеизложенного просим направить не допустить ущемления прав и законных интересов предпринимателей Воронежской области и города Воронежа, представителей малого и микро-бизнеса, не допустить принятие противоречащих действующему законодательству РФ и Конституции РФ положений Законопроекта и конструктивно рассмотреть настоящие предложения по корректировке Законопроекта (текст предложений прилагается).
Председатель Правления ___________________ Т. Г. Гончарова
Приложение к этим письмам: ВООО «Объединение предпринимателей» предлагает в целях не допущения нарушения прав предпринимателей-владельцев НТО, приведения в соответствие Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, руководящим разъяснениям Верховного суда РФ внести в Законопроект изменения следующего содержания:
|
Телефон:+79065849578 Новости дня по России |