Большие проблемы мелких предпринимателей

Большие проблемы мелких предпринимателей

Владельцам НТО в Воронеже грозит разорение

Мы уже сообщали о том, что депутаты городской Думы включились в обсуждение судьбы торговых площадей, расположенных в переходе у цирка. У них возник целый ряд вопросов к чиновникам мэрии: почему предпринимателей исключили из числа претендентов на аукционе за право аренды, ведь они предлагают заведомо более выгодную цену, чем та, которую планирует выручить мэрия? Почему так невнятно выглядит экономика будущего проекта реконструкции? Кто и сколько выиграет в результате переформатирования торгового процесса?

Одним словом, депутаты предложили повременить и еще раз крепко подумать о том, какие стоит предпринять шаги. Но, видимо, в мэрии решение давно уже было принято, и публичное обсуждение этого вопроса было не более чем ритуалом. Типа мы обсуждали и пришли к выводу… 7 апреля мэрия Воронежа официально плюнула на мнение представительской ветви власти — объявила конкурс на сдачу перехода в концессию. Тем самым она четко дала понять: там, где у чиновников уже существуют договоренности, депутатам лучше молчать. Все равно их никто слушать не будет. И сегодня мы с большим сожалением можем наблюдать, как мэрия Воронежа ведет политику, направленную на уничтожение мелкого предпринимательства. Наверное, это делается не просто так. Заказчиками такой политики являются те, кто ее курирует: а это может быть кто угодно — чиновники с площади Ленина, 1, связанный с ними крупный бизнес. Разве что сама мэрия вне подозрений — уже всем давно известно, что ни мэр, ни другие ключевые чиновники в администрации города не решают ровным счетом ничего.

«Об отдыхе мы уже и не помышляем»

2017 год предпринимателям Воронежа, владеющим нестационарными торговыми объектами, нанес новый сокрушительный удар. Владельцы НТО получили новые уведомления о размере уплаты за право пользования землей. И цифры, которые были указаны в этих уведомлениях, повергли их в шок.

— У меня небольшая закусочная на территории рынка, — рассказывает руководитель Объединения предпринимателей Татьяна Гончарова, — и раньше я всегда старалась пораньше начать свой рабочий день. Предприниматели рынка — ранние пташки, начинают работать с самого утра. Как только открывался мой павильон, они приходили пить утренний чай с пирожками, круассанами, булочками. Сейчас мои вчерашние клиентки пробегают мимо меня — каждая приносит с собой из дома термос с чаем, пакетик с оладьями или бутербродами. Им стало дорого пить чай в кафетерии. Даже такая смехотворная трата им стала не по карману.

Мелкие предприниматели живут трудно и небогато. Татьяна Григорьевна Гончарова показала мне примерные расчеты расходов тех предпринимателей, которые держат свои торговые точки. После всех необходимых уплат у них остаются только деньги на зарплату. То есть, торговый объект — даже если у него есть постоянный покупатель — в большинстве случаев обеспечивает своему хозяину прибыль, равную зарплате. Пусть не обычного продавца, а чуть выше. Но именно «чуть»…

— Когда я начинал заниматься предпринимательством, перспективы были куда более радужными, — рассказывает один из владельцев небольшого павильона, — постепенно «прибились» свои покупатели, мы подогнали под их интересы ассортимент, улучшали, как могли, обслуживание. Одним словом, я понимал, что результат работы зависит от моих усилий, от того, насколько я буду трудолюбив и насколько вдумчиво буду работать. Не могу сказать, что у меня и моих коллег были баснословные прибыли, но все-таки мы могли раз в год позволить себе более или менее прилично отдохнуть, не экономили хотя бы на еде. Сейчас все в корне изменилось. Об отдыхе мы уже и не помышляем. Прибыль павильона стала исчисляться в размере среднемесячной зарплаты сотрудника. То есть, по сути дела я только на словах предприниматель. А по уровню доходов — наемный работник не самой высокой квалификации.

Стоит ли овчинка выделки

Многие предприниматели Воронежа сегодня работают не за прибыль, а за зарплату. Даются эти деньги им куда сложнее, чем любому из тех, кто просто приходит на работу и получает оклад. Любой наемный служащий отвечает только и исключительно за результат своего труда. У предпринимателей ситуация принципиально другая. Они отвечают за весь цикл: с начала до конца. И все стрессы, связанные с необходимостью общения с бюрократическими инстанциями, входят в их служебные обязанности. И объем ответственности у них принципиально другой. А вот доходы спустились ниже того минимума, с которого начинается желание заниматься коммерцией. Да и правда — зачем?

Новые поборы с воронежских предпринимателей установлены честь по чести городской Думой, рассчитаны в недрах городской администрации. Организация, которая их рассчитывала, хорошо заработала. И главное, без всяких хлопот, не пыльно. В итоге с нового квартала воронежские предприниматели должны будут заплатить городу за пользование своими земельными участками в два, два с половиной, а кто и в три раза больше.

— Поднимать цену на товары, относя эти поборы к затратной части, мы не можем, — считает Татьяна Гончарова, — покупательская способность горожан падает с каждым днем, мы теряем клиентов по самой простой и убийственной причине — у людей нет денег. И если мы поднимем цены, мы превратим свои киоски в музеи, где можно будет только посмотреть, но не купить. Если же мы будем платить по-новому, мы все дружно разоримся. Мы не сможем не только получать прибыль, но даже и зарплату себе обеспечить некоторые из нас не смогут. У остальных зарплата будет такая, что они сто раз подумают — а стоит ли овчинка выделки? Стоит ли эта зарплата тех моральных усилий и нервов, которые тратит любой предприниматель?

Все на ярмарку!

Заявляемый резон властей прост и понятен — они якобы увеличивают доходную часть бюджета города. Однако не намного же увеличится эта доходная часть, если большинство предпринимателей попросту закроют свои точки. И власть должна прекрасно понимать, что в условиях кризиса, когда наблюдается снижение реальных доходов населения, создавать дополнительные обременения для мелкого бизнеса нельзя. В суровые кризисные годы именно он и кормит многих. Тех, кого не могут прокормить более громоздкие и более подверженные колебаниям рынка структуры. Но существует же какое-то объяснение, почему городские власти принимают именно такие — нелепые и вредные для города решения? Одно из таких объяснений предлагают сами предприниматели.

— Нам усиленно предлагают перемещаться на ярмарки, — рассказывает одна из владелиц продуктового киоска, — там, мол, условия, там «готовые» покупатели. Я и мои коллеги стали выяснять, что же там за рай такой, на этих ярмарках. И оказалось, что до райских условий там очень далеко. Торговая точка стоит очень дорого, и это будет уже не «объект», а просто «точка», это принципиальное изменение. Кроме того, там предлагают внести деньги за постановку точки, а оформить ее как внесение суммы за «приобретение» расходных материалов. То есть, ты фактически поставишь этот киоск за свои деньги, а оформят его, будто ты просто предоставил доски для его установки. Предприниматель в данном случае никаких прав на свой объект не имеет. Да и это уже никакой не объект торговли по своей сути.

Близость к трону

Ярмарки — это популярно. И главным образом именно у городских властей. Покупателю, может быть, куда удобнее приобрести необходимое рядом с домом, не толкаясь на торжище, но у городской власти на этот счет свое мнение. Кто его сформировал? Алексей Антиликаторов, зам мэра по торговле, который в силу своего невеликого опыта вообще мало какие идеи может продвигать по собственному убеждению? Да и чьим протеже является Антиликаторов, уже давно никакой не секрет. Дорогу в большую бюрократическую жизнь ему дал вчерашний начальник и наставник Владимир Логинов, чиновник, который приехал в Воронеж вместе с губернатором Алексеем Гордеевым. И пока до окончания срока полномочий губернатора было еще далеко, близкие ему люди вели себя сравнительно прилично. Старались не демонстрировать так уже явно «близость к трону». Сейчас этот резон, видимо, отпал. И нужно успеть испить из всех источников, пока еще есть такая возможность. Пока есть возможность попользоваться (кто знает, может и в последний раз) доверием губернатора.

Этими резонами многое объясняется из того, что происходит в Воронеже в последнее время. И навязывание пресловутого крематория в непосредственной близости к жилым домам, и кладбищенская монополия, доставшаяся одной компании, и тотальное уничтожение мелкого предпринимательства как класса.

Высшее чиновничество Воронежа ненадолго задержится в своих креслах. Так бывает всегда, когда меняется власть в регионе. И когда это происходит, вывески с кабинетов слетают с калейдоскопической скоростью. Пройдет несколько лет, и никто не вспомнит, что в нашем городе что-то значили такие фамилии, как Гусев, Логинов, Антиликаторов… А разрушения после них останутся.

Тут бы городским депутатам самое время задуматься. Они-то — в большинстве своем — продлевают мандаты из срока в срок. Впрочем, депутаты привыкли к тому, что по итогам работы смотреть людям в глаза не обязательно. Но они все же должны набраться смелости, чтобы признать, что вся городская политика в области торговли — это демонстративное, ничем не прикрытое лоббирование крупного бизнеса и безжалостное вытравливание с рынка мелкого предпринимательства. Самым ярким, уже состоявшимся доказательством этому является Центральный рынок, построенный за счет городской казны и служащий коммерческим интересам группы крутых бизнесменов, приближенных к областному Олимпу. Но как бы тщательно власть не оберегала и не облизывала связанных с нею магнатов, надо смотреть правде в лицо. Многие крупные рынки, ярмарки, торговые центры не заполнены. К примеру, великолепно отделанные, шикарные площади второго и третьего этажей «Галереи Чижова» наполовину пустуют. Неужели власть до сих пор не понимает, что у людей нет денег, чтобы платить за дорогие материалы и навороченный дизайн торговых центров? Что даже киоски для кого-то становятся доступны только в ближайшее время после зарплаты? Я думаю, что власть все понимает. Но до интересов простых людей ей никакого дела нет.

P.S.: Эксперты Финансового университета при правительстве РФ опубликовали результаты мониторинга потребительской активности регионов. Воронежская область оказалась на 40 месте из 73. Таким образом, индекс потребительской активности у нас - минус 9,5

Алла Холденко

12 апреля 2017 г.
Источник: Московский комсомолец в Воронеже

Телефон:+79065849578
Адрес:394018,г.Воронеж,
ул.Свободы,д.73,оф.318.
E-mail:vooo_op@mail.ru

Новости дня по России