Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.

ПОГОДА В ВОРОНЕЖЕ

СТАТИСТИКА





Яндекс.Метрика




Результаты обсуждения концепции развития МСБ по итогам нескольких семинаров

Воронежский Бизнес - Коллегиум взял на себя смелость поставить задачу перехода к  действию по развитию Малого и Среднего Бизнеса (МСБ) в г. Воронеж, как к  разработке социального проекта.

Необходимые форматы понимания:

  • Речь идет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ, но отнюдь не о бизнес-планировании. Ключевое отличие в том, что бизнес-план определяет ОБЪЕКТ управления, а социальный проект определяет МОДЕЛЬ управления. Проще говоря, если бизнес-проект дает обобщенный ответ на вопрос «Чем управлять?», то социальный проект дает обобщенный ответ на вопрос «Как управлять?» и «Кто для этого подходит?». Социальный проект формирует не только пространство развития, но и команду развития.
  • Социальные проекты в ПРИНЦИПЕ ИННОВАЦИОННЫ, поскольку каждый из них совершенно индивидуален и неповторим. В силу этого же обстоятельства социальные проекты в общем не конкурентны друг другу. Конкуренция ЗА РЕСУРСЫ проектов возникает по мере их реализации: например, конкуренция за один и тот же пространственный ресурс или человеческий капитал.
  • Социальный проект ВСЕГДА разрабатывается с теми, кто намерен его реализовывать. Это правило неизменно и незыблемо.
  • Социальный проект априори предполагает многоуровневое моделирование, в том числе моделирование самого процесса управления - как правило, в игровых форматах различного уровня: проблемные игросеминары, оперативные игры, стратегические игры, функциональные тренинги, персональный коучинг и другие)
  • Социальный проект изначально предполагает описание своей функции в формате накопленного опыта. Именно в социальном проектировании возможно достижение управленческого качества абсолютной оптимизации: когда время между решением задачи и ее возникновением со знаком минус: задачи еще нет, а решение уже есть.
  • Социальный проект является экспертным экспериментальным продуктом. Возможности его практической реализации определяются компетенцией управленцев и сопряжены с повышенными рисками, поэтому требуют экспертного сопровождения и предполагают этап пилотного внедрения.

В силу вышеперечисленных обстоятельств, АЛГОРИТМ разработки и последующего внедрения социального проекта предполагает следующие этапы:

  • Проблематизация. Заказчик проекта совместно с экспертами описывает проблемную ситуацию, которая и служит основанием для разработки социального проекта.
  • Формирование инициативной группы. Создание сообщества, участники которого ставят перед собой задачу смоделировать (создать идеальную модель) проблемной ситуации и обозначить ее ключевые параметры (единицы измерения первичного состояния управления системы относительно которой и ведется проектирование). Главная задача инициативной группы - смоделировать проблему таким образом, чтобы можно было выстраивать прогноз развития ситуации.
  • Формирование проектной группы. Как правило, проектная группа состоит на 80-100% из числа участников инициативной группы с добавлением к ним профильных экспертов - социальных проектировщиков. Задача проектной группы - соотнесение намерений субъекта управления (заказчика) с потенциальной динамикой управляемой системы (прогноз развития ситуации). Продукт работы проектной группы - сценарий управления ситуацией в интересах решения приоритетной задачи; таковой задачей, как правило, выступает задача устойчивого развития.
  • Создание рабочей группы проекта. Как правило, это проектная группа с добавлением определенного числа практических управленцев. Главная задача рабочей группы проекта - экспериментальное (пилотное) освоение проекта и выработка рекомендаций по его успешному внедрению и возможной трансляции.
  • Освоение проекта. На основании рекомендаций рабочей группы проект запускается на пилотной территории. Вырабатываются регламенты, рекомендации и директивные документы, обеспечивающие его функционирование и управляемость. В течении 1-2 лет экспертная группа обеспечивает мониторинг и оценку проекта.

  Под концепцией стратегии будем понимать базовую понятийную, деятельностную и содержательную основу, на которой выстраивается проект устойчивого развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в обозримой перспективе.

Компонентами концепции стратегии являются принципы, методы и особенности устойчивого развития МСБ  применительно к реальной территории.

Необходимость выработки именно концепции обусловлена, прежде всего, тем, что фигуранты МСБ исчерпали привычные им форматы деятельности и управления и постепенно выходят в пространство развития, внутри которого предполагается НЕИЗБЕЖНАЯ СМЕНА качества самой социальной системы бизнеса. Получение прибыли от занятия бизнесом перестает быть его основным содержанием: формирование условий, в которых прибыль будет устойчивой и достаточной, становится главной задачей. Иными словами, МСБ при сохранении задачи получения прибыли, за счет своей миссии развития территории, социума и общественного сознания меняет свою функцию: от инструмента освоения ресурса к субъекту управления долговременными проектами; формально речь идет о превращении МСБ в одну из инстанций стратегии региона.

Две приоритетных задачи сегодня стоят перед МСБ:

1. Консолидация бизнеса не только по отраслевому, но и по территориальному признаку (оптимизация территориального бренда)

2. Необходимость формирования социального института наследников бизнеса.

Приоритетность вышеупомянутых задач не вызывает сомнений:  без решения первой задачи территория неизменно станет пространством чужих правил игры, что неизменно будет зажимать МСБ в невыгодных конкурентных позициях; без решения второй задачи бизнес рискует остаться без притока человеческого ресурса новой формации, что особенно опасно для бизнеса, локализованного в селах и малых городах.

Очевидно, что наиболее сложным с точки зрения его осуществления и закрепления будет изменение сознания и общественной позиции самих бизнесменов, которым неизбежно придется формировать собственные элиты, бренды, обучающие технологии и человеческий капитал. Проблема в том, что их готовность к такого рода переменам только начинает складываться, притом, что нет внешних сил, ускоряющих такую изменчивость. Скорее наоборот: стремление бюрократического аппарата направлено как раз на полную зависимость бизнесменов от административного влияния, что создает благоприятную почву прежде всего для коррупции и силового воздействия на бизнес в интересах чиновников.

Таким образом, предлагаемая коммуникативная площадка по разработке концепции малого и среднего бизнеса Воронежа призвана реализовать следующие проектные направления.

  • Определить стратегические параметры развития МСБ исходя из его неотъемлемой миссии РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ, СОЦИУМА и ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Требуется отойти от привычной коммуникативной модели «нам скажут, что делать» в пользу коммуникативной модели «мы понимаем, куда нам идти и чего можно желать». Очевидно, важнейшим стратегическим параметром развития становится территория, в отношении которой позиция бизнеса меняется от «временщик» до «родоначальник династии».
  • Определить стратегическую позицию МСБ на ближайшую перспективу. Очевидно, такой позицией может быть позиция новой корпоративно-территориальной элиты. Удержание стратегии в пространстве жизни нескольких поколений является ее главной характеристикой, поэтому элитарная позиция должна предусматривать механизм ее продления - очевидно, через трансляцию предпринимательских ценностей последующим поколениям.
  • Определить стратегический контекст и стратегическую перспективу. Глобализация и ее антипод - антиглобализм предполагает жестокую схватку между различными концептуальными подходами к развитию: с одной стороны, трансляция мировых брендов и стандартов, с другой - перспектива стремительного роста возможностей малого и среднего бизнеса за счет оперативного маневрирования на рынке. Технологии маркетинга, брендинга, формат обучающих компаний, создание и закрепление новых стандартов бизнеса, более высоких, чем те, которые могут транслироваться извне - это неполный перечень оперативных задач первостепенной важности.
  • Определить ожидаемые последствия запуска стратегического проекта, дать обоснованный ответ на вопрос «чем неизбежно придется пожертвовать во имя чего?». Изменение личностных и корпоративных ценностей бизнеса, особенно в его элитарной части, следует воспринимать как необходимое условие устойчивого развития; формирование и закрепление в общественном сознании новой этики бизнеса становится важнейшей стратегической задачей.
  • Смоделировать единое бизнес-пространство с брендом «Воронежский малый и средний бизнес» и обыграть модель в ее возможных проявлениях. Выработать рекомендации для бизнесменов относительно наиболее безопасных бизнес-технологий в условиях выхода из кризиса и в закризисном бизнес-пространстве.
  • Сформировать лидерскую группу бизнесменов для реализации задачи разработки стратегии развития и рабочую группу проекта для осуществления оперативного управления стратегией развития. Разработать и запустить новые стандарты бизнес-коммуникации. Реализовать практически консолидацию бизнеса по территориальному признаку. Создать аналитическую группу и обучающий центр для повышения квалификации лидеров малого и среднего бизнеса. Отработать методики освоения опыта бизнеса в интересах его распространения. Утвердить сетевые параметры бизнеса, создать постоянно действующую коммуникативную площадку, Фонд развития МСБ, корпоративную экспертную сеть и Общественный Совет МСБ.

Приступить к разработке стратегии реально будет возможно не ранее, чем сформируется инициативная группа разработки;  для этого предлагается провести как минимум три-четыре круглых стола (проектных семинара?) для обсуждения всех вышеперечисленных тематик, а также получения первичного навыка социального проектирования. Иными словами, необходимо ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ бизнес собственным будущим настолько, что участие в разработке стратегии собственного развития станет для них приоритетной задачей.

Вот такие задачи мы ставили перед началом работы. Совместно с Центром развития малого бизнеса с СБ РФ проведён ряд круглых столов по подготовке к разработке концепции стратегии развития малого и среднего бизнеса (КСРМСБ) в Воронеже, сформирована инициативная группа и начата разработка КСРМСБ.

   В процессе обсуждения мы должны понять, что такое МСБ в г. Воронеже, каковы его параметры, каковы критерии, с помощью которых будет отслеживаться изменения параметров, можно ли запараметрировать элиту МСБ и т.д. и т.п. Начали с принципов МСБ (т.е. без чего нельзя). Остановились на 5 (пяти) принципах:

1 - личная инициатива;

2 - социальная ответственность;

3 - устойчивое развитие;

4 - сетевая структура;

5 - конкурентность. Причём определяющим является принципа №1 - личная инициатива.

   К каждому принципу привязывали по 2 метода, с помощью которых, можем поддерживать эти принципы:

1. Личная инициатива (ЛИ): 1) метод мотивация - это привнесение в сознание ценности, которое побуждает к действию; 2) метод провокация - вынуждает действовать, иногда, в противовес поставленной задачи.

Задача методов перевести от возможностей к реальности, понудить ЛИ к действию. Технология  провокации будет построена на принципах «дальше так нельзя», и «здесь и сейчас».

2. Социальная ответственность (СО): методы социального диалога и подготовки кадров.

Обучая кадры, мы сразу подходим к проектному подходу. Но есть одно ограничение - социальный эксперимент, т.е. необходима новая законодательная база.

3. Устойчивое развитие  (УР): методики параметрирования (т.е. чем мерить) и мониторинга (его высшая форма - рейтингование).

4. Сетевая структура   (СС): методики коммуникативной площадки (в пространстве коммуникативной площадки вырабатывается проективный замысел) и экспертного сообщества (ибо все идеи, которые возникают, должны быть подвергнуты анализу и оценки). Освоение экспертных методик становится на сегодняшний день задачей №1.

5. Конкурентность: основные методики - брендинга и новых рынков (т.е. мы минимально ввязываемся в конкурентную борьбу, желательно обойтись без неё, т.е. создавать новые рынки).

Существует ряд ментальных ограничений (МО) на все принципы.

«МО» - социум психологическое качество, которое способно блокировать метод и перечеркнуть принцип:

а) социальный консерватизм;

б) неассоциированность бизнеса (по отношению к себе);

в) инерционность (инновационное заторможение).

 - итого:

   Учитывая, вышесказанные МО, опираясь на  5 принципов,  замысел нашего социального проекта: разработать стратегию пространственного - социального развития через инструменты и субъекты малого бизнеса с тем, чтобы реализовать на практике и перевести в технологии выше  изложенные методы.

Мы призываем к обсуждению замысла социального проекта и высказыванию собственных мнений.

Необходимо обсудить этапы формирования КСРМБ. 

  Этапы не могут заменять друг друга и если хотя бы один этап пропущен или не оценён, т.е. не подведён под показатель реальности, мы не можем утверждать, что мы этот этап прошли. И вся предварительная работа, на которую потрачено время, вылетает в трубу. Итак:

1. Создание атмосферы безотлагательности действия, т.е. ситуация может меняться или можем подождать нам совершенно не типична, т.е. альтернативы нет. Либо мы развиваемся, либо развиваются за наш счёт.

2. Формирования влиятельной команды реформаторов. Увеличение влияния команды по мере повышения задачи.

3. Создание видения будущего, т.е. образа будущего (ОБ). В нашем случае пределы видения неизменно должны распространяться за пределы экономической функции МСБ. Иногда концепцию ОБ предлагает один человек, но когда команда реформаторов в течении 3-5 месяцев трудиться над ним внимательно, концепция ОБ становится более определённой. В результате этих усилий рождается ещё и стратегия реализации нового видения.

4. Эффективная пропаганда (агитация и обучения).

5. Создание условий для претворения нового видения ОБ в жизнь. (Моделирования и игропрактика).

6. Планирование в достижении ближайших промежуточных результатов. Необходимы промежуточные критерии.

7. Закрепление позиций, т.е. всё большее количество людей начинают говорить на нашем языке.

8. Управленческий эксперимент.

9. Выход на 1-ый пункт, т.е. на новый цикл.

Всё это мы обязаны поставить в рамки действия, которое называется МСБ. Нам необходимо первичное понимание образа будущего (ОБ). При этом мы должны использовать параметры МСБ:

а) позиция МСБ;

б) миссия МСБ;

в) пространство МСБ;

г) бренд МСБ.

    Основная позиция МСБ:

МСБ существует для того, чтобы развивать территорию, социум и общественное сознание:

а) мы субъект развития и никому эту функцию не отдаём;

б) мы в основе своём имеем:

 - индивидуальную предприимчивость;

 - корпоративны по территориальному принципу.

Мы ставим перед собой задачу:

 - создания организационного проекта развития, т.е. создания пространства, методик и технологий. Причём на 1-ом этапе выступает его исполнителями.

  Перед инициативной группой (ИГ) МСБ стоят следующие задачи:

1) описание проблемы и её неизбежности;

2) формирование проектного замысла;

3) формирование заказа (ТЗ) на проект.

   Причём уже сейчас на уровне ИГ необходим организационный проект, т.е. необходимо создать субъект, который будет декларировать себя, как носителя нашей идеологии МСБ - как прото -элита. Скорее всего, это должен быть Бизнес-Клуб (БК), который будет оттачивать интеллект на конкретных проектах. Сверхзадача БК - заставить с собой считаться на начальном этапе выхода из кризиса. Кроме того, задача БК, готовить внутри себя политический резерв территории.

   Ключевой (главной) проблемой Воронежской области, в отношении которой будем выстраивать стратегию развития МСБ мы считаем - невостребованность молодёжи !!!

    Прежде чем перейти к ОБ, рассмотрим 4 обременения г.Воронежа, которые висят над ОБ:

1. Обременение города миллионера, который стал миллионером очень быстро. Город, у которого нет городской культуры, жители которого относятся к городу, не как к месту проживания себя, детей, внуков, правнуков и т.д., а как к месту зарабатывания денег. Городских жителей в 3-ем и 4-ом поколении почти нет.

2. Воронеж географически находится между очень сильными центрами влияния (Москва и Ростов), и между этими центрами не нашёл своего места.

3. Воронеж интенсивно меняет свой экономический профиль. Власть обременена тем, что появляется большое количество субъектов (МСБ и т.д.), которыми невозможно управлять чисто административным способом.

4. Воронеж находится в ситуации неузнаваемости, т.е. весь внешний имидж отрицательный.

   Отталкиваясь от этого, каким представляется ОБ г. Воронежа:

1. Воронеж город брендовый, узнаваемый. Бренд г. Воронежа абсолютно деятельностный, т.е. город узнают по тому, что там происходит. Причём то, что происходит уникально, неповторимо и капитализировано. Территория, которая производит гуманитарно-знаниевый продукт, услугу, модель и технологию, т.е. созданы мощные образовательные, технологические, а самое главное, проблемные и проектные центры.

2. Воронеж экспертная столица России.

3. Воронеж огромный бизнес-полигон, т.е. город, где проверяется новое знание.

4. Воронеж это город элитарный. Город, в который люди будут приезжать, чтобы их услышали, чтобы могли найти тех, с кем можно о чём-то говорить и кто тебя будет понимать.

Телефон:+79065849578
Адрес:394018,г.Воронеж,
ул.Свободы,д.73,оф.318.
E-mail:vooo_op@mail.ru

Новости дня по России