Второй межрегиональный «круглый стол»: «Быть ли малому и среднему бизнесу в России?»

  29 апреля 2008 года в городе Липецке прошло заседание второго межрегионального «круглого стола» по теме: «Быть ли малому и среднему бизнесу в России?». В заседании приняли участие руководители общественных организаций и объединений предпринимателей регионов РФ, в том числе ВООО «Объединение предпринимателей». По результатам работы «круглого стола» была принята Резолюция.

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА»

«Быть ли малому и среднему бизнесу в России?»

29 апреля 2008 г. г. Липецк

Участники «круглого стола» заявили, что после деклараций Федеральных властей о поддержке малого и среднего предпринимательства, во многих регионах страны произошло ухудшение условий для его развития.

Участники заявили, что без реальных действенных мер, со стороны Федеральных властей, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства и норм, закрепленных в Законодательстве РФ, существование малого и среднего предпринимательства в России невозможно.

Участники «круглого стола» обсудили следующие вопросы:

* Роль «микробизнеса» в региональной экономике и экономике РФ;

* Проблемы, возникшие в результате монополизации торговли, у предпринимателей, осуществляющих производство продуктов питания и товаров народного потребления;

* Проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

* Проект закона «О применении контрольно-кассовой техники (ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

* Проект закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества»;

* Другие вопросы.

Участники «круглого стола» рассмотрели:

1. Положение «микробизнеса» в условиях формирующейся государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РФ.

- В законодательстве РФ понятие «микробизнес» появилось с принятием Федерального Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Роли «микробизнеса» в социально-экономической политике России никогда не придавали особого значения. Но, именно «микробизнес» в торговой деятельности, во многих регионах Российской Федерации, решает вопросы трудоустройства для женской части населения и для лиц, старше 40 лет. Во многом способствует развитию местных товаропроизводителей, поскольку ориентируется на реализацию товаров именно местного производства; создает условия для улучшения качества жизни и снижения социальной напряженности в регионах.

С другой стороны, этот вид предпринимательской деятельности, является одним из самых незащищенных и эксплуатируемых чиновниками. Отсутствие конкретных норм Федерального законодательства, в отношении данного вида предпринимательской деятельности, позволяет чиновникам импровизировать на законодательстве Российской Федерации, создавая правовые и не правовые акты местного значения, ущемляющие права предпринимателей, ограничивающие их в развитии предпринимательской деятельности и способствующие усилению коррупции.

Для сохранения значительной части предпринимательского сообщества РФ, осуществляющей свою деятельность в сфере мелкорозничной сети, считаем необходимым:

- создание нормативно-правовой базы для развития предпринимательства малых форм;

- ввести в законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», при классификации торговых объектов, четкое разграничение понятия нестационарных объектов (переносных, перевозных, торговля с рук) и стационарных, но не капитальных (павильоны, киоски);

- закрепить требования к их созданию, размещению и (или) использованию с учетом действующих норм Земельного кодекса РФ, то есть, с обязательным заключением договоров аренды земельных участков на срок, не менее 5 лет;

- максимально закрепить в законопроекте условия размещения объектов мелкорозничной сети на территории субъектов РФ;

- ограничить в законопроекте влияние органов местного самоуправления на размещение объектов мелкорозничной сети на территориях субъектов РФ, во избежание усиления коррупции в данном вопросе;

- предусмотреть в вопросе размещения объектов мелкорозничной сети, как типовые проектные решения, так и индивидуальные проектные решения, в соответствии с архитектурным контекстом поселения;

- признать ограничения в размещении указанных объектов возможным при условии предполагаемого либо запланированного капитального строительства.

2. Участники совещания рассмотрели вопрос о положении предпринимателей - производителей продуктов питания и товаров народного потребления, в условиях распространения сетевых торговых компаний в регионах.

Участники «круглого стола» пришли к единому мнению, что, в настоящее время, идет активный захват крупными торговыми сетевыми компаниями региональных продовольственных и непродовольственных рынков.

Предложили:

- Для сохранения и поддержки региональных производителей, в условиях тотальной монополизации торговли, в законопроекте «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», считаем необходимым, предусмотреть нормы, позволяющие предпринимателям - производителям продуктов питания, товаров народного потребления и сельхозпроизводителям в регионах, на приоритетных условиях реализовывать свою продукцию в сетевых торговых предприятиях.

В случае, если данная норма не будет закреплена в Федеральном законодательстве, крупные сетевые компании, поглощающие региональные продовольственные и непродовольственные рынки, уничтожат мелкого производителя, навязываемыми ему условиями, предусматривающими преимущества только стороны покупателя (сетевой компании). При отсутствии разнообразного рынка сбыта, в большинстве регионов РФ, региональные производители вынуждены либо принимать условия, предложенные сетевой компанией и разоряться, либо - не принимать и сворачивать производство, что приведет к значительному сокращению количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

3. Участники совещания рассмотрели законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Пришли к заключению:

Данный законопроект не может быть принят к рассмотрению в имеющейся редакции и должен быть подвергнут широкому публичному обсуждению и экспертизе, поскольку его нормы и формулировки противоречат действующему законодательству и принципам рыночной экономики. Цели, заложенные в законопроект, не корреспондируются с его содержанием.

Название закона в части «государственное регулирование» уже создает предпосылки к нарушению норм Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как предполагает вмешательство органов власти различных уровней в торговую деятельность.

По мнению участников «круглого стола», целями законопроекта должны быть:

- укрепление и развитие здоровой конкуренции в торговле;

- недопущение монополизации товарных рынков;

- создание благоприятных условий для увеличения количества микро и малых предприятий « шаговой доступности».

- введение в законопроект четких определений ответственности розничного продавца за реализуемый товар;

- обозначение в законопроекте перечня контролирующих организаций, с указанием их полномочий по осуществлению надзора за предприятиями оптовой и розничной торговли;

Следует:

- привести понятийный аппарат, используемый в законопроекте, в соответствие с нормами действующего законодательства (Налоговый кодекс РФ, ГОСТы и т.д);

- доработать на соответствие нормам Гражданского и Земельного кодексов РФ статьи законопроекта №16,17, 18;

- предусмотреть в нормах законопроекта ответственность органов местного самоуправления за сокращение товарных рынков и создание условий для монополизации торговли.

Принятие законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в имеющейся редакции, будет способствовать усилению монополизации торговли, полной ликвидации «микро» и малых предприятий.

Уменьшение количества субъектов торговли приведет к снижению конкуренции, пагубно скажется на ценах, создаст неблагоприятные условия в регионах для развития собственного производственного сектора, что отразится на качестве товаров и, в итоге, на качестве обслуживания населения.

4.Участники «круглого стола» обсудили законопроект «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Предложили:

- Обратиться в Минэкономразвития РФ и к депутатам Государственной думы РФ с просьбой о скорейшем рассмотрении и принятии Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

По мнению участников «круглого стола», предъявляемые, на сегодняшний день, требования по применению ККТ тяжелым бременем ложатся на плечи субъектов малого предпринимательства и создают серьезные барьеры для его развития.

Участники совещания предложили:

Предусмотреть в проекте Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ)...»:

- открытие Реестра ККТ;

- в качестве определения срока эксплуатации ККТ определить срок его фактического использования;

- предусмотреть норму, позволяющую плательщикам ЕНВД осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт с применением контрольно-кассовой техники, не оснащенной ЭКЗЛ, или без применения контрольно-кассовой техники при реализации товаров и оказании услуг, при условии выдачи, по требованию покупателя (клиента) соответствующих товарных чеков, подтверждающих оплату товара (услуги);

- отменить применение различных средств визуального контроля, как требования, не влияющие на техническое состояние ККТ;

- не внедрять применение компьютерного учета по принципу ЕГАИС для субъектов малого предпринимательства, поскольку данная мера, являясь материально значительной, может стать причиной разорения большого числа субъектов малого предпринимательства;

Данные нормы предусмотрены в законопроекте №24739-4, находящимся, в настоящее время, на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

5. Участники «круглого стола» обсудили законопроект 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества».

Участники совещания считают, что законопроект должен содержать следующие основные положения:

- Закон должен предусматривать прямое действие на всей территории Российской Федерации;

- Нахождение арендуемого субъектами малого предпринимательства, указанными в статье 2 Федерального законопроекта №193202-4, государственного или муниципального недвижимого имущества нежилого фонда в составе имущества, образующего инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, не является основанием для отказа в реализации права арендатора на первоочередной выкуп указанного недвижимого имущества нежилого фонда;

- Закон не должен содержать никаких ограничений по видам деятельности, разрешенным действующим законодательством;

- Срок действия закона должен быть не менее трех лет с момента его принятия;

- Понятие «добросовестный арендатор» необходимо исключить из законопроекта во избежание коррупции, когда чиновники смогут «продавать» это понятие;

- Право на приватизацию, в соответствии с настоящим законом, должны получить все арендаторы, не имеющие задолженности по арендной плате на момент подачи заявления об использовании преимущественного права приобретения арендованного имущества;

- В законе должен быть указан полный и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации объекта;

- Ограничение по площади выкупаемого объекта должно быть не менее 500 кв.метров, а в случае, если действующие нормативы по данному виду деятельности предписывает минимальную площадь, превышающую 500 кв.метров, разрешить приватизацию более 500 кв.метров;

- Рассрочка платежа по выкупаемому объекту - не менее пяти лет;

- Имущество должно приватизироваться по минимальной рыночной цене, определяемой на основании отчета независимого оценщика. Копия отчета об оценке приватизируемого объекта должна выдаваться на руки покупателю сразу после его составления;

- Сроки по оценке, принятию решения о приватизации, передаче объекта в собственность и все положения, связанные с приватизацией объекта, должны быть прописаны в самом законопроекте.

Решили:

- Обратиться к Президенту РФ, Государственной Думе РФ о необходимости принятия со вступлением в законную силу в первом полугодии 2008 года Федерального закона в редакции, предусматривающей ПРЯМОЕ действие закона на всей территории Российской Федерации без бланкетных норм, для исключения наделения чиновников дискреционными полномочиями.

- По причине отсутствия данного закона в Российской Федерации, по всей стране идет тотальная распродажа объектов недвижимости, в результате чего, малые предприниматели прекращают свою финансово-хозяйственную деятельность, что никак нельзя назвать развитием предпринимательства.

6. Участники «круглого стола» отметили:

Участники совещания отметили необходимость проверки на коррупциогенность рассмотренных на заседании законопроектов.

Предложили:

- Для реализации поставленных в резолюции вопросов, а также для согласования разрабатываемых нормативно-правовых актов, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, создать комиссию или рабочую группу при Правительстве РФ, с участием не только «Опоры России» и «Деловой России», но и при участии представителей региональных общественных организаций и объединений, защищающих интересы малого и среднего предпринимательства РФ.

7. Решили:

- Поддержать предпринимателей - арендаторов муниципального имущества Тулы в акции, проводимой 15 мая 2008 г. , направленной против проведения органами местного самоуправления торгов по распродаже арендованного муниципального имущества.

- 20 мая 2008 года в Москве провести митинг в поддержку малого и среднего предпринимательства, организуемый руководителями общественных объединений предпринимателей Р.Ф.

- Подготовить проведение третьего межрегионального «круглого стола» силами Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей».

Резолюцию подписали представители общественных объединений и организаций предпринимателей РФ.

Данная резолюция была направлена в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Министерство экономического развития РФ.

 

 

 

 

 

Телефон:+79065849578
Адрес:394018,г.Воронеж,
ул.Свободы,д.73,оф.318.
E-mail:vooo_op@mail.ru

Новости дня по России